ДТП случаются. С кем-то часто, с кем-то реже, но – случаются. Предлагаем краткую памятку, которую стоит запечатлеть в уме (а ещё лучше, распечатать и возить с собой, в «бардачке»), дабы в ситуации «ч» действовать правильно...

ДТП случаются. С кем-то часто, с кем-то реже, но – случаются. Предлагаем краткую памятку, которую стоит запечатлеть в уме (а ещё лучше, распечатать и возить с собой, в «бардачке»), дабы в ситуации «ч» действовать правильно...

Как вести себя при ДТП

Итак, первым делом, если в аварии пострадал другой автомобиль, не выходя из машины, убедитесь в адекватности его водителя и пассажиров (дабы избежать возможной агрессии и последующего членовредительства). Убедившись, что дополнительная расправа вам не грозит, выйдите из автомобиля и обозначьте аварию, включив аварийную световую сигнализацию и поставив знак аварийной остановки (в городе — за 25 метров до машины, за городом — за 50 метров). При наличии травм у участников ДТП – вызовите скорую помощь. С оказанием первой помощи лучше не перестараться. В случае, если вы были вынуждены доставить пострадавших в мед.учреждение самостоятельно – обязательно вернитесь на место, иначе вам грозит обвинение в оставлении места ДТП (ст. 265 УК РФ). Любым доступным способом заявите о дорожном происшествии в ГИБДД.

Ни в коем случае не перемещайте автомобиль с места ДТП и не трогайте имеющие отношение к происшествию предметы, такие как осколки стёкол, обломки бампера и т.п. – они помогут более точно восстановить картину происшествия.

До приезда сотрудников ГИБДД избегайте переговоров с другими участниками ДТП о виновности, не принимайте на себя никаких обязательств и не делайте никаких заявлений другим участникам аварии.

Оформление протокола

Обратите внимание на возможных очевидцев происшествия. Зафиксировав номерные знаки, марку автомобиля, личные данные свидетелей, вы поможете не столько сотруднику ГИБДД, сколько себе. Известный лозунг "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих" как нельзя лучше подходит к ситуации ДТП. Любой водитель, имея в автомобиле пишущие принадлежности, рулетку и фото- или видеоаппаратуру, может зафиксировать самые свежие следы аварии: непосредственно расположение автотранспортных средств, пострадавших, местонахождение отдельных деталей и их частей, длину тормозного следа, "юза" и т.д.

Постарайтесь оставаться спокойным и внимательным. Контролируйте все замеры, проводимые сотрудником ГИБДД. Ведите запись цифровых и иных данных, которые заносятся в протокол. Постарайтесь чётко сформулировать свои объяснения по поводу произошедшего, требуйте их обязательного внесения в протокол. Вы вправе требовать от инспектора ГИБДД фиксировать в протоколе все замечания по поводу следов, предметов и иных данных, имеющих значение для дела. В случае если инспектор отказывается по тем или иным причинам внести ваши предложения - рекомендуем корректно, спокойным тоном сообщить ему, что вы будете вынуждены, подписывая протокол, указать на эти обстоятельства и факты, которые в нем не отражены. А также предупредите, что будете обжаловать его действия в дальнейшем.

Протокол осмотра места происшествия с прилагаемой схемой происшествия является основным документом, на котором основаны все последующие меры воздействия. Однако итоговым документом необходимо считать Протокол об административном правонарушении, который составляется непосредственно на месте происшествия. Именно с этого момента водитель - участник ДТП, привлекаемый к административной ответственности, приобретает право знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства. Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение, а при наличии свидетелей и потерпевших необходимо не забыть и о наличии их подписей.

Если вы лицо, совершившее правонарушение, вы вправе отдельно прилагать к протоколу свои объяснения и замечания по содержанию протокола. В противном случае вытекает, что своей подписью без заявленных замечаний вы согласны со всеми зафиксированными обстоятельствами ДТП. Копия протокола немедленно после его составления вручается под расписку лицу, совершившему правонарушение, а потерпевшему - по его просьбе.

Водители могут уехать с места происшествия, если нет пострадавших и они согласны с обоюдной оценкой обстоятельств происшествия. Предварительно ими составляется схема, производятся необходимые замеры. При этом в составленных документах должны найти полное отражение все характеристики проезжей части, в том числе наличие дорожных знаков и светофора, регулирующих данный участок дороги, их расположение и возможность обзора; характеристики дороги, ее уклон, наличие выбоин (длина, ширина, глубина), вид покрытия (асфальт, бетон и т.д.) и его состояние (сухое, мокрое, обледенение и т.д.), размеры проезжей части и разметка на ней, какая ее освещенность, наличие места столкновения (его "привязка" к местности с указанием признаков, следов) и следов торможений (должна быть обеспечена четкая их фиксация). Недопустимы измерения "на глазок", замеры должны быть сделаны рулеткой, линейкой и т.п., иначе при разбирательстве ДТП эти данные не будут иметь юридической силы. Схема должна быть подписана участниками ДТП, по возможности и свидетелями, понятыми, очевидцами. Для оформления происшествия водители прибывают на ближайший пост ГИБДД (иначе любой инспектор, увидев свежие повреждения, может счесть вас участником другого ДТП с жертвами, к тому же скрывшимся с места происшествия).

После оформления документов на месте ДТП, получите у сотрудника ГИБДД справку о повреждениях (справка об аварии), копию протокола или постановления и убедитесь, что все внешние повреждения вашего автомобиля, относящиеся к данному происшествию, зафиксированы в выданных вам документах.

Страховые выплаты по видам автострахования

Не забываем, что, скорее всего, у вас есть полис ОСАГО, а может быть и полис КАСКО. Напомним, возмещение ущерба, причиненного в результате ДТП вашему транспортному средству, при установлении вашей виновности возможно, только если вы, помимо обязательного страхования гражданской ответственности, заключили договор страхования вашего транспортного средства от причинения ущерба в результате ДТП, иных противоправных действий, хищения и т.п. В случае обоюдной виновности вы получите только частичное возмещение ущерба от страховой компании, застраховавшей другого водителя (участника ДТП). Если же вы не виновны в ДТП, то вы имеете право получить полное страховое возмещение за вред, причиненный вашему транспортному средству, иному имуществу и/или жизни или здоровью. Рассмотрим варианты.

1. Классика ОСАГО

Если вы являетесь потерпевшим в результате ДТП владельцем только полиса ОСАГО, и если ДТП оформлялось по обычной схеме (без использования так называемого Европейского протокола), за получением страхового возмещения по ОСАГО потерпевший обращается в компанию, где застрахован по ОСАГО другой участник - виновник ДТП. Для этого лучше всего как можно быстрее, но не позднее пятнадцати рабочих дней после ДТП, приехать самостоятельно в эту страховую компанию, и официально вручить «Извещение о ДТП» и полученную в ГИБДД справку о ДТП соответствующей формы. Согласно Правилам ОСАГО в страховую компанию передаётся оригинал «Извещения», поэтому следует вручать его под роспись о получении.

Если самостоятельно вручить «Извещение о ДТП» и справку невозможно, то можно отправить их по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. К Извещению обязательно нужно приложить написанное в свободной форме заявление о намерении воспользоваться своим правом на страховую выплату. Не надо забывать о том, что виновник происшествия должен известить свою страховую компанию о ДТП и также своевременно передать свой экземпляр «Извещение о ДТП». Следующим очень важным шагом является экспертиза автомобиля пострадавшего. После того, как будут собраны все необходимые документы, написано заявление о выплате страхового возмещения по ОСАГО, страховая компания обязана организовать экспертизу для определения размера ущерба. При этом время и место проведения экспертизы согласовывается с пострадавшим, а он, в свою очередь, обязан представить повреждённое имущество на осмотр.

Также у пострадавшего есть возможность, но уже за свой счёт, пригласить на осмотр, эксперта или оценщика, который будет представлять его интересы на осмотре, участвовать в процедуре осмотра поврежденного автомобиля и делать свои замечания и дополнения, которые будут внесены в акт осмотра и учтены при составлении отчета об оценке или экспертного заключения. Согласно правилам ОСАГО, стоимость восстановительного ремонта рассчитывается по региональным среднерыночным ценам, с учётом износа заменяемых деталей.

Часто встречается ситуация, когда в процессе ремонта в автосервисе обнаруживаются повреждения автомобиля, не указанные в акте независимой экспертизы, но являющиеся следствием ДТП – так называемые скрытые повреждения. В этом случае следует приостановить ремонт и согласовать со страховой компанией дополнительный осмотр. Если этого не сделать, то стоимость устранения скрытых повреждений пострадавшему придётся оплачивать самостоятельно.

Кроме того, у пострадавшего есть возможность после восстановления автомобиля предъявить требование о возмещении ущерба по ОСАГО по счетам за фактически выполненный ремонт. При этом очень важно проследить, чтобы объем ремонта, указанный в заказ-наряде автосервиса, соответствовал объёму ремонта, указанному в акте независимой экспертизы. Но страховая компания в любом случае не обязана возмещать стоимость износа заменяемых деталей.

Если максимально возможной суммы страховой выплаты по ОСАГО, установленной законодательно, недостаточно, то потерпевший обращается в суд с иском к причинителю вреда, то есть к виновнику ДТП, который в общегражданском порядке, доплачивает потерпевшему разницу между тем, что выплатила страховая компания и реальным ущербом. В сложных ситуациях, прежде чем обращаться в суд, лучше обратиться за консультацией к специалистам. Своевременная и квалифицированная помощь позволяет избежать серьезных проблем в дальнейшем.

2. Европейский протокол

Имея полис ОСАГО вы можете воспользоваться упрощенным оформлением ДТП без участия сотрудников ГИБДД в случае одновременного наличия следующих обстоятельств:
• В ДТП участвовало два транспортных средства – не больше, и не меньше
• В результате ДТП вред причинен только имуществу – то есть, ни у кого нет ущерба здоровью
• Гражданская ответственность владельцев обоих транспортных средств застрахована в соответствии с законом об ОСАГО
а также если:
• Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП и зафиксированы в извещениях о ДТП, бланки которых заполнены водителями причастных к ДТП транспортных средств, в соответствии с правилами обязательного страхования.

В случае применения упрощённого оформления, пострадавший при ДТП обращается за страховым возмещением в свою страховую компанию, выдавшую полис ОСАГО.

Из плюсов упрощённого урегулирования можно назвать экономию времени на ожидании сотрудников ГИБДД, которых у нас  бывает в дефиците, поездках в группу разбора, получении справок. Отрицательных сторон несколько больше. Во-первых и, во многом, в-главных, в случае оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД размер страховой выплаты по ОСАГО потерпевшему не может превышать 25 000 рублей. Незначительные на ваш взгляд повреждения при оценке профессионала могут оказаться более значимыми, например, за счёт скрытых повреждений. То есть оценить реальный ущерб может всё-таки специалист.

Кроме того, отметим, при упрощенном оформлении ДТП без участия сотрудников ГИБДД страховая компания однозначно будет очень строго проверять все документы, оценивать правильность действий участников, изучать обстоятельства ДТП и правильность оформления извещения о ДТП. То есть, при принятии решения, лучше быть уверенным в достоверности всех документов участников ДТП, в правильности оформления полисов и соблюдении сроков действия. Не забудьте убедиться, что водитель, находившийся в момент ДТП за рулём, имеет право управлять данным автомобилем и вписан в полис. Неплохо убедиться в достоверности документов на транспортное средство, а также в личности самого второго участника ДТП. Ну и без обид предоставить такую возможность оппоненту.

Если вы намерены воспользоваться прямым урегулированием, то лучше быть уверенным в правильности оформления «Извещения о ДТП», так как если в документах или в извещении о ДТП будет обнаружена противоречивая информация, или оно будет неправильно оформлено, не в соответствии с правилами страхования ОСАГО, или второй участник в дальнейшем откажется от первоначальных трактовок обстоятельств ДТП, то у вас могут возникнуть проблемы при выплате страхового возмещения. Если Вам в дальнейшем придется обращаться в суд, то у Вас на руках не будет самого весомого аргумента – справки ГАИ, подтверждающей не только сам факт ДТП, но и фиксирующей все обстоятельства и схему ДТП.

Важные моменты заполнения Извещения (бланк установленный правилами ОСАГО)

Чтобы извещение было полным и соответствовало действительности, вы должны заполнить лицевую часть вместе с другим водителем-участником ДТП на месте происшествия. Обратная сторона извещения заполняется страхователем или лицом, управлявшим транспортным средством самостоятельно и вместе с заявлением о страховой выплате направьте его страховщику другого участника ДТП (в течение 15 рабочих дней).

В случае, если на обратной стороне Извещения вам не хватает места, чтобы изложить всю информацию, необходимые дополнения можно изложить на чистом листе бумаги, приложив его к основному бланку. При этом на основном бланке Извещения следует сделать отметку «с приложением», а также не забыть указать, к чему это приложение и от кого, поставить свою подпись (а для юридических лиц скрепить печатью).

Страховщики отмечают, что для быстрого получения выплаты важно добросовестно и тщательно собирать всю информацию и сведения, связанные с дорожно-транспортным происшествием, и о его участниках и свидетелях. Правильно заполненное Извещение ускоряет работу страховщиков, и вы сможете быстрее получить страховое возмещение. Учтите, что если один из водителей (участников ДТП) забыл, к примеру, написать название и адрес страховой компании, или он не поставил крестика там, где это нужно, или номер страхового договора указан не полностью, или второй лист Извещения плохо читается, в таком случае страховщик вынужден искать недостающие сведения. Это потерянное время для него и для владельца поврежденного транспортного средства или иного имущества.

Используйте только один комплект бланков при 2-х участвовавших в ДТП транспортных средствах. Не важно, кто из участников ДТП предоставит комплект бланков или выберет колонку А или В. Используйте шариковую авторучку и пишите с нажимом, чтобы можно было прочитать копию. Таким образом, страховщики обоих водителей получат читаемый экземпляр одного и того же Извещения.

Для того чтобы правильно заполнить Извещение о ДТП, необходимо его заполнять вдвоем. Извещение должно быть подписано (предпочтительно шариковой ручкой) обоими водителями (участниками ДТП): проследите за тем, чтобы каждый подписал не только тот лист, который остается у него.

Попросите, по возможности, заверить Извещение своей подписью сотрудника ГИБДД, прибывшего на место ДТП (с указанием Ф.И.О., должности и звания) для его оформления.

Если второй водитель отказывается подписывать Извещение или совместно его заполнить, заполните Извещение самостоятельно, при этом обязательно укажите марку (модель), номер, цвет транспортного средства другого участника ДТП, попытайтесь найти свидетелей (очевидцев), обязательно вызовите сотрудника ГИБДД и полностью заполненное вами Извещение вместе с заявлением о страховой выплате направьте страховщику второго участника ДТП.

Получите экземпляр Извещения, заполненный другим участником ДТП. Не настаивайте, если он отказывается Вам его предоставить. Сделайте соответствующую отметку в пункте «3амечания».

При отсутствии свидетелей (очевидцев) ДТП нужно написать в п. 7 Извещения «нет свидетелей». Если свидетели есть, то впишите их фамилии, имена и отчества, адреса и номера телефонов. Если это пассажиры вашего или другого транспортного средства (участвовавшего в ДТП), подчеркните фамилии для того, чтобы это уточнить.

Ситуация: вы ехали по разным полосам движения (в разных рядах)
Если одно транспортное средство обгоняло другое, перестраиваясь с одной полосы на другую, нужно поставить крестик в двух ячейках «обгонял» и «менял полосу» (п.п.10,11 пункта 16 извещения).

Заполняйте всегда последнюю ячейку в пункте 16 Извещения.
Извещение перечисляет в каждой колонке для каждого водителя двадцать возможных ситуаций. Вы поставили крестик в одной или нескольких ячейках в соответствии с маневрами Вашего транспортного средства. Не забудьте вписать в последней ячейке каждой колонки количество зачеркнутых ячеек (одну, две или ни одной).

Стоянка – это не остановка!
Если ваш автомобиль остановился, например, на красный свет, не отмечайте ячейку «на стоянке». Отмечается соответствующая ячейка «остановился (стоял) на запрещающий сигнал светофора».

Тщательно нарисуйте схему ДТП.
Укажите название улиц, направление движения транспортных средств, положение транспортных средств во время столкновения и их конечное положение, расположение светофоров, дорожные знаки и их расположение, линии дорожной разметки (разделительные полосы, белую линию, запрещенное движение и т.п.), а по возможности и расположение и конфигурацию осыпей грязи, осколков, обломков, следов торможения, следов заноса и т.п.

В пункте 13 четко укажите место первоначального удара, а не детали, которые повреждены.

Если возникают противоречия между схемой и ситуацией, отмеченной крестиком в пункте 16, то отмеченные ситуации имеют приоритет перед изображенной схемой.

Пункт 15 «ЗАМЕЧАНИЯ» служит для указания того, что не было предусмотрено в ячейках «обстоятельства ДТП» или служит резервом для вас в том случае, когда второй водитель указывает в Извещении обстоятельства, которые вам кажутся неточными. А также если он отказывается подписать со своей стороны Извещение или совместно его заполнить, а также для указания иной информации.

Необходимо четко и подробно описать все полученные вашим транспортным средством и/или причиненные иному имуществу в результате ДТП видимые повреждения, а также проследить, чтобы иные участники ДТП не вписали ничего лишнего и все эти же повреждения были зафиксированы сотрудниками ГИБДД, оформляющими дорожно-транспортное происшествие. Все невидимые (скрытые) повреждения будут выявлены и описаны при осмотре вашего транспортного средства и/или имущества экспертами.

Не исключено, что при отсутствии в описи видимых повреждений той или иной детали (элемента) страховая компания при рассмотрении Ваших претензий может сделать вывод о том, что эта деталь (элемент) была повреждена не в результате данного дорожно-транспортного происшествия, со всеми вытекающими из этого последствиями.

В случае столкновения нескольких транспортных средств заполните Извещение с водителем (участником ДТП), который был перед вами, и еще одно – с водителем (участником ДТП), который был за вами.

Если ваше транспортное средство было «подтолкнуто» на транспортное средство, находящееся перед вами, укажите это в пункте «замечания» и уточните в каждом из заполненных Извещений, кто вас толкнул. При заполнении обратной стороны Извещения необходимо дополнительно на чистом листе бумаги, приложив его к основному бланку, изложить всю необходимую информацию (марку, модель ТС; государственный регистрационный номер ТС; Ф.И.О. или наименование юр. лица собственника ТС, его адрес и телефон; Ф.И.О. водителя ТС, его адрес и телефон, наименование страховой компании, застраховавшей ответственность, серию, номер страхового полиса и иную информацию), указанную в пункте оборотной стороны Извещения.

После подписания и разъединения бланков не допускается никаких изменений, исправлений или дополнений. Не забудьте заполнить обратную сторону извещения. Заполните обратную сторону Извещения и вместе с заявлением о страховой выплате направьте (передайте) его в страховую компанию второго участника ДТП.

Кстати, в обоих случаях, что при упрощённом оформлении ДТП, что при обычном, обратиться одновременно в две компании - и в свою компанию и в компанию виновника ДТП, нельзя.

3. С КАСКО в кармане.

Сразу отметим, получить возмещение по двум полисам (ОСАГО и КАСКО) сразу – не получится. В соответствии с ГК РФ страхование не должно являться средством обогащения, поэтому выплата возмещения ущерба имуществу потерпевшего производится в размере, не превышающем реальный размер причиненного ущерба, не важно будет эта выплата производиться по КАСКО или ОСАГО. Получение выплаты страхового возмещения превышающей сумму реального ущерба причиненного имуществу признаётся законодательством как незаконное обогащение и классифицируется как мошенничество.

Для потерпевшего, если у него есть полис АвтоКАСКО, выгоднее получить выплату по нему и передать право требования суммы произведенной выплаты с виновника аварии или компании, в которой он застрахован по ОСАГО. При этом страховщики, как правило, при продлении полиса АвтоКАСКО на следующий срок не применяет повышающего коэффициента к своему страхователю.

Если вы претендуете на страховое возмещение по полису АвтоКАСКО, то в течение срока, указанного в правилах о страховании, выданных вам вашей страховой компанией, подайте письменное заявление по указанному там же адресу. Нарушение сроков приведёт к отказу страховой компании произвести страховую выплату.

Анастасия Потёкина

Статистика

Яндекс.Метрика

Кто на сайте

Сейчас 1147 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Подписаться на наши новости