На написание данного цикла статей натолкнула ситуация, складывающаяся на дорогах нашего города, общение с участниками дорожного движения - водителями со стажем, начинающими водителями, а так же с теми, кто водителем еще только желает стать.  Реалии нашего времени таковы, что выпускники (учащиеся) автошкол зачастую подменяют знание Правил Дорожного Движения заучиванием ответов на вопросы теста. Выучивание, а главное ОСОЗНАНИЕ текста Правил - тренировками на компьютере ПДД-онлайн. Для сдачи экзамена в ГИБДД этого достаточно, но для движения в условиях интенсивного городского потока явно не хватает. И всё потому, что на дороге картинок не бывает. Дорога не ставит отметок «сдал» или «не сдал». Не знание, не осознание Правил, приводит зачастую к Авариям с различными травмами, а порой и к смерти.  В своих статьях я попробую помочь начинающему водителю, учащемуся автошколы разобраться, как правильно проезжать тот или иной участок пути, и возможно, это поможет ему в его дальнейшей водительской жизни.

Комментарии профессионала

 

 

На написание данного цикла статей натолкнула ситуация, складывающаяся на дорогах нашего города, общение с участниками дорожного движения - водителями со стажем, начинающими водителями, а так же с теми, кто водителем еще только желает стать.

Реалии нашего времени таковы, что выпускники (учащиеся) автошкол зачастую подменяют знание Правил Дорожного Движения заучиванием ответов на вопросы теста. Выучивание, а главное ОСОЗНАНИЕ текста Правил - тренировками на компьютере ПДД-онлайн. Для сдачи экзамена в ГИБДД этого достаточно, но для движения в условиях интенсивного городского потока явно не хватает. И всё потому, что на дороге картинок не бывает. Дорога не ставит отметок «сдал» или «не сдал». Не знание, не осознание Правил, приводит зачастую к Авариям с различными травмами, а порой и к смерти.
В своих статьях я попробую помочь начинающему водителю, учащемуся автошколы разобраться, как правильно проезжать тот или иной участок пути, и возможно, это поможет ему в его дальнейшей водительской жизни.

Часть первая. Вводная.

Двигаясь по дорогам страны в каждый конкретный момент времени, водитель проезжает тот или иной участок пути, со своими требованиями, со своими правилами проезда, расположения, скорости. Осознание того, где он (водитель) находится в данный момент (сейчас) позволяет применять (актуализировать) те или иные области (разделы) Правил Дорожного Движения, отодвигая остальные разделы на второй план – выводя их из области сознания. Cогласно ПДД РФ таких участков пути можно выделить несколько:
   1. Автомагистрали (дороги для автомобилей) – вне зависимости от места их пролегания (населенный пункт, не населенный пункт);
   2. Дороги вне населенных пунктов (не автомагистрали);
   3. Дороги в населенном пункте;
   4. Перекрестки – вне зависимости от их формы;
   5. Выезды с прилегающих территорий;
   6. Жилые зоны;
   7. Стоянки, заправки (кроме жилых зон, дворов) – прилегающая территория.
В настоящем цикле я постараюсь разобрать все эти участки, рассказать их нюансы и требования.

ПЕРЕКРЕСТКИ

Начать хотелось бы именно с перекрестков, как с самых конфликтных мест. Мест, где траектории транспортных средств могут пересекаться или сливаться. Мест, где одновременное движение транспортных средств, приближающихся с разных сторон порой невозможно.

Перекресток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий. 

Условно говоря перекресток – это особое место, которое относится к одной и второй дороге одновременно, и в тоже время является самостоятельной единицей пути.

Проезд таких участков прописан в специальном 13-ом разделе ПДД.

Сразу оговорюсь, правила проезда распространяются на все перекрестки, ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ от их формы, будь то Т-образные, У-образные, Х-образные, с организацией кругового движения и т.д. 

  • 11
  • 12
  • 17
  • 8

Очень часто, в силу специфики своей профессии, мне доводится слышать фразы о том, что вот этот перекресток мы проезжали, а вот этот видим впервые. Следуя этой логике, представляете, какие я должен тогда испытывать трудности, доводящие до ступора, учитывая тот факт, что в 2012 году за мотосезон я побывал (проехал) 25 городов с перекрестками на которых был первый раз в жизни?

Поэтому еще раз оговорюсь, перекрестки вне зависимости от их формы и места расположения проезжаются исходя из требований ПДД, а не «по-привычке».

 

Регулируемые светофором перекрестки

Регулируемыми считаются перекрестки, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика.

Таким образом нам нужно установить ФАКТ НАЛИЧИЯ РЕГУЛИРОВКИ. Ну или проще говоря светофор должен работать в режиме красный-желтый-зеленый или порядком, очередностью движения должен управлять регулировщик.

Если светофор отключен (не работает) или работает в режиме желтого мигающего сигнала, то светофорной регуляции НЕТ. Если сотрудник ДПС следит за соблюдением Правил Дорожного Движения водителями, при этом не занимаясь регулированием – это НЕ РЕГУЛИРОВЩИК.

Если порядком движения через перекресток управляет светофор или регулировщик, то знаки приоритета (что бы они не означали) НЕ РАБОТАЮТ. На регулируемых перекрестках НЕТ главной дороги и НЕТ второстепенной дороги. Нельзя по регулируемому перекрестку ехать на зеленый сигнал светофора по главной или второстепенной дороге.

Подъезжая к перекрестку водитель должен занять правильное расположение на проезжей части. Т.е. первое, что водитель должен искать своими глазами знак «Направление движения по полосам (-се)». Эти знаки (5.15.1 и 5.15.2) устанавливают на таком расстоянии от перекрестка, чтобы водители имели возможность своевременно осуществить необходимые перестроения. Предварительные знаки 5.15.1 и 5.15.2 размещают на расстоянии 50-150 метров до места установки основных знаков.

  • 7

Если знаков «Направление движения по полосам» не установлено, то водитель обязан заблаговременно занять соответствующее КРАЙНЕЕ положение на проезжей части (кроме выезда на перекрестки с круговым движением).

В Российских ПДД, к сожалению, не оговорено что такое «крайнее» положение, но учитывая, тот факт, что законодательство у нас ведется на русском языке можно обратиться к толковому словарю Ожегова С.И., где слово «крайний» трактуется как «предельный». Или лично мне симпатично определение данное в ПДД Республики Беларусь: Крайнее правое (левое) положение – положение транспортного средства на проезжей части дороги, предназначенное для движения в данном направлении, не дающее возможности движения даже одноколейных транспортных средств соответственно правее (левее) в попутном направлении.

  • 15

Таким образом, когда водитель автомобиля, ругается на велосипедиста (мотоциклиста, скутериста), вставшего между ним и поребриком, и мешающего ему повернуть направо – злиться необходимо в первую очередь на себя.

При нахождении крайнего положения я лично рекомендую следующее:

- Для правого поворота – встать отступив примерно 50 см от правого края проезжей части (от правого поребрика). Это не позволит одноколейным транспортным средствам встать правее Вас и в тоже время при движении в повороте задние колеса не наскочат на бордюрный камень (они как бы «режут» угол – двигаются по меньшему радиусу).

- Для левого поворота – встать либо чуть правее линии разметки отделяющей транспортные потоки противоположных направлений (если она нанесена). Либо чуть правее середины дороги (ПОМНИ нам принадлежит только ПРАВАЯ половина дороги. Половина – это РАВНАЯ часть чего-либо. Понятий меньшая или большая половина не существует). Если имеются трамвайные пути, расположенные на одном уровне с проезжей частью и не отделенные разметкой 1.2.1 (сплошная «краевая» линия разметки), то для левого поворота, разворота необходимо, не создавая помех трамваю, занять трамвайные пути попутного направления.

Для движения в прямом направлении можно использовать любое (правое или левое) положение (напоминаю: если отсутствуют знаки направление движения по полосам). Очень часто водители забывают про это двигаясь «прямо» располагают свой автомобиль «посередине», что приводит к образованию т.н. «елочек» - один посередине, сзади один направо, второй налево, снова посередине. 

  • 6

 

 

С положением разобрались, теперь собственно как же ехать.

Больше всего возможных траекторий движения на крестообразном или Х-образном перекрестках (четыре):

1. Траектория – прямо;

2. Траектория – направо;

3. Траектория – налево;

4. Обратное направление.

  • 11

 

На остальных перекрестках Т-образных, У-образных, с организацией кругового движения возможных траекторий меньше.

Т-образные и У-образные:

1. Прямо-направо-обратное направление;

2. Направо-налево-обратное направление.

  • 12
  • 13

 

Круговое движение

1. Траектория движения «по кругу»;

2. Съезд с перекрестка (правый поворот).

  • 16

 

Движение в обратном направлении на таких перекрестках возможно только проехав по кругу. Когда в городе Петрозаводск на площади Ленина со стороны улицы Энгельса водители осуществляют разворот минуя траекторию по кругу они должны быть готовы к применению санкций в виде лишения водительского удостоверения.

В зависимости от того по какой траектории мы движемся необходимо соблюдать те или иные правила.

 

Разберем движение на Основной (круглый) зеленый сигнал светофора. Еще раз уточню «Основной», движение на дополнительные секции коснемся позже.

Один момент, который необходимо осознавать: исправные светофоры работают в одном цикле. Если для движения по одной дороге горит основной разрешающий (зеленый) сигнал, то на второй дороге будет гореть основной запрещающий сигнал.

Итак для движения через перекресток могут быть следующие траектории:

  • 11
 

 

1. Траектория движения прямо сложностей вызывать не должна. Согласно Правил, при движении прямо на основной разрешающий сигнал светофора водители никому дорогу уступать не должны. Но из любого правила есть исключения. В том числе и в данной ситуации. А именно при движении прямо мы обязаны уступить дорогу:

- Транспорту завершающему маневр движения через перекресток. Если водитель въехал при разрешающем сигнале, он должен выехать в намеченном направлении (покинуть перекресток);

- Приближающимся к перекрестку автомобилям с включенными синими проблесковыми маячками и специальным звуковым сигналом;

- Трамваю, который находится в равных с Вами условиях движения. Часто трамвай попутного направления, совершающий правый поворот, из-за специфики пролегания трамвайных путей (посередине дороги) пересекает в своем движении траекторию движения безрельсового транспорта двигающегося в прямом направлении. Тоже касается и трамвая встречного направления двигающегося на левый поворот. 

  • 23
  • 24

 

Случается ученик за рулем учебного автомобиля при движении прямо начинает смотреть направо и если оттуда кто-то начинает движение (на дополнительную секцию светофора) нередко прибегает к торможению, создавая аварийные ситуации и замедляя движение транспортного потока.

Еще раз, двигаясь прямо на основной разрешающий сигнал светофора, водитель обладает первоочередным правом на движение (см. исключения).

 

2. Правый поворот

При правостороннем движении правый поворот один из самых безопасных маневров, И все потому, что при правом повороте нет пересекающихся с другими транспортными средствами траекторий (в худшем случае только слияние траекторий движения).

Но и здесь имеются нюансы.

Одним из которых являются пешеходы, переходящие проезжую часть на которую мы въезжаем, т.к. им в такой ситуации так же может гореть разрешающий сигнал.

В такой ситуации действует требование правил «УСТУПИТЬ ДОРОГУ пешеходам» (не создать помех) – водитель не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять маневр если это вынудит пешехода изменить направление или скорость движения. Таким образом, если водитель не вынуждает пешехода изменять направление или скорость – движение разрешено. Если разъехаться не создав помеху пешеходу невозможно – водитель должен остановиться (снизить скорость).

  • 9

 

Остановившись уступая дорогу пешеходам водителю не стоит особо волноваться о сигналах светофора, т.к. если светофор переключится, а автомобиль еще находится на перекрестке, то у водителя есть право покинуть (завершить движение) перекресток в намеченном направлении. Но в то же время не лишним посматривать на светофор. Некоторые пешеходные светофоры работают в ином режиме нежели транспортные, и переключаются на запрещающий сигнал раньше. Часто снабжены таймерами, что позволяет водителю заранее подготовиться для движения.

Вторым нюансом при правом повороте является слияние траекторий с транспортными средствами двигающимися со встречного направления и выполняющими левый поворот. В указанной ситуации водитель, выполняющий правый поворот пользуется преимуществом в движении.

Третьим моментом на который следует обратить внимание является траектория движения. При выполнении правого поворота следует учитывать два момента:

- Вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей оно не оказалось на стороне встречного направления.

Что впрочем при правильном выборе скорости движения достаточно легко соблюдать. Если скорость выбрана не верно, то необходимо учитывать тот факт, что правый поворот (при правостороннем движении) всегда малого радиуса. Чем меньше радиус поворота и выше скорость движения, тем центробежная сила больше воздействует на автомобиль.

  • 1

 

- Вести транспортное средство необходимо по возможности ближе к правому краю проезжей части. Ну или как чаще всего говорят: «из крайнего правого в крайнее правое».

Подводя итог вышесказанному, при правом повороте тек же не должно возникать трудностей. Ведем автомобиль из крайнего правого в крайнее правое и уступаем дорогу пешеходам.

 

3. Левый поворот

Достаточно опасный маневр, вызывающий у учеников, а порой и у начинающих водителей некоторые трудности. Хотя при соблюдении определенных правил все достаточно легко и просто.

Во-первых, необходимо определить кого мы должны пропускать, кому должны уступать дорогу. И тут необходимо вспомнить уже разобранные нами траектории движения 1.(прямо) и 2. (правый поворот), именно по ним может двигаться транспорт, приближающийся со встречного направления (а там тоже горит разрешающий сигнал светофора) с которыми при левом повороте могут возникнуть пересечение или слияние траекторий движения. Поскольку выше уже говорилось, что они дорогу не уступают, значит уступить должен тот, кто совершает левый поворот. При этом еще необходимо помнить и про пешеходов, которым также необходимо дорогу уступить. 

  • 21

 

Во-вторых, в настоящий момент разъезд со встречными транспортными средствами, так же выполняющими левый поворот, чаще всего происходит правыми «бортами», что обеспечивает большую пропускную способность перекрестка, но при этом негативно сказывается на безопасности движения, т.к. остановившиеся по середине перекрестка машины (особенно крупногабаритные), закрывают друг другу видимость автомобилей приближающихся и двигающихся прямо. 

  • 20
  • 5

 

Чтобы не стать участником ДТП при левом повороте на перекрестках можно следовать следующим правилам.

1. При разрешающем сигнале светофора, уступив дорогу транспорту заканчивающему маневр, начинаем движение. Двигаемся при этом не далее центра перекрестка. Чуть не доехав до центра останавливаемся, с целью уступить дорогу встречным транспортным средствам. Стараться при этом разместить свой автомобиль под углом к осевой линии дороги. Сразу оговорюсь, что соблюсти угол не всегда возможно, и чем уже дороги, которыми организован перекресток, тем это менее выполнимо. Чем шире, тем угол может быть большим. Хорошо выполнять левый поворот на дорогах с широкой разделительной полосой (например Октябрьский проспект). Достаточно просто вести свой автомобиль по изгибу (закруглению) этой самой разделительной полосы. 

  • 10

 

Или еще один вариант построения траектории движения – мысленно провести диагональ из левого «верхнего» угла перекрестка в правый «нижний» и вести свой автомобиль не пересекая данной диагонали. Но опять же, не забыв не доезжая до центра, остановиться с целью пропустить встречные транспортные средства. 

  • 4

 

Что в одном, что во втором случае, остановка в центре перекрестка фиксируется с целью уступить дорогу встречным транспортным средствам, двигающимся прямо или направо, т.е. если встречного транспорта нет, и мы не создаем помех для движения пешеходов, то можно проследовать безостановочно.

2. В момент когда мы остановились необходимо смотреть (обращать внимание) в сторону наибольшей опасности, которой в данной ситуации является встречное направление. Попутно необходимо контролировать сигналы светофора. Это преследует следующие цели:

- Во встречном транспортном потоке может образоваться «разрыв», позволяющий не создавая помех закончить маневр;

- Светофор начнет переключаться, встречный поток начнет останавливаться и появится возможность закончить маневр.

Важно! Заканчивая маневр, даже уже на переключившийся сигнал светофора НЕ ВЫКЛЮЧАЙТЕ из своего внимания встречное направление. Не редки случаи ДТП с так называемыми «доезжающими» водителями.

3. Еще один момент который необходимо учитывать. При левом повороте действует требование вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей оно не оказалось на стороне встречного направления. Учитывая это требование, при наличии нескольких полос движения в попутном направлении на дороге на которую мы повернули, закончить левый поворот можно в любую полосу.

  • 1
  • 2

 

Если левый поворот одновременно совершается из нескольких полос, а такое возможно благодаря знакам «Направление движения по полосам» (или разметке), то целесообразнее вести автомобиль «из полосы в полосу». Из какой начали в ту и закончили. Начали из крайней левой в крайнюю левую и закончили. Начали со средней – в среднюю же и закончили. Это необходимо для того, чтобы не стать участником ДТП. При движении по криволинейной траектории, которой является левый поворот зеркала автомобиля будут отражать несколько иной сектор нежели нам необходимо видеть.

  • 18

 

 

4. Разворот

Вообще траектория движения при развороте на перекрестке (Разворот – изменение направления движения на противоположное) не оговорена, т.е. можно разворачиваться как «по малому», так и «по большому» радиусу, но опять же учитывая ряд моментов.

  • 3

 

- Перед разворотом занимаем ТОЛЬКО крайнее левое положение. Если левый поворот при наличии знаков 5.15.1 или 5.15.2 (разрешающих выполнять из нескольких полос) – разрешен из любой полосы, то разворот - только из крайней левой (крайнее левое положение).

- При развороте водитель обязан уступить дорогу (не создать помех) встречным транспортным средствам, двигающимся прямо или направо.

Таким образом требования к развороту чем-то схожи с требованиями к левому повороту, за небольшими исключениями (пути движения пешеходов не пересекаем).

Заторы

Важным моментом при проезде перекрестка является запрет на выезд на пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

Если вы видите, что выехав на перекресток, вы не сможете закончить маневр по причине затора – НЕ ВЫЕЗЖАЙТЕ на него. Достаточно просто понять, и в этом помогают таймеры установленные на светофорах, цикл работы светофора (в среднем примерно) 30 – 40 секунд. Самый «долгий светофор в Петрозаводске работает 72 сек, самый «быстрый» - 20 сек. То есть, простояв всего 30 – 40 секунд, не выезжая на перекресток, Вы позволите двигаться в поперечном направлении, чем разгрузите пересекаемую дорогу.

  • 22

 

Соблюдая вышеприведенные рекомендации Вы, скорее всего, не станете виновником ДТП.

  

QUTd0tU2-HE

PS статья является личным мнением автора

Александр Медников 

 

См. также: Комментарии профессионала

 


 

Статистика

Яндекс.Метрика

Кто на сайте

Сейчас 1038 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписаться на наши новости