Мото: транспортный налог или налог на роскошь?
Инициативная группа мотоциклистов Республики Карелия вышла с предложением снижения налоговой ставки для владельцев мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя свыше 38 л.с. до 10 рублей за лошадиную силу. В настоящее время она составляет 50 рублей за лошадиную силу.
В 2000 году в Петрозаводске было зарегистрировано – 11587 мотоциклов, в 2012 – осталось на учете всего 3728. Темп прироста мотоциклов примерно эквивалентен темпу прироста автомобилей – с этим согласятся все участники дорожного движения. Еженедельно в сводках появляются сообщения о ДТП с участием незарегистрированных мотовладельцев.
Приведенные цифры свидетельствуют о том, что владельцы мотоциклов просто нарушают действующее законодательство в части регистрации транспортных средств, уплаты налогов. Одной из главных причин отказа от регистрации является высокая ставка налога.
При средней стоимости мотоцикла в 5000$ с мощностью двигателя около 120 л.с. налоговые выплаты составляют 6000 рублей, т.е. мотовладелец вынужден выплачивать по 4% от стоимости своего мотоцикла, а это, в свою очередь, больше напоминает налог на роскошь, нежели транспортный налог. К тому же, управлять мототехникой в нашем регионе возможно всего лишь 3-4 месяца. Мотосообществом такая налоговая ставка воспринимается как социальная несправедливость, результатом которой и является «тихий» бунт, который выражается в отказе от постановки на учёт мототранспортных средств основной частью мотоциклистов.
Налоговый кодекс Российской Федерации в статье 361 ч.1 определяет базовые ставки транспортного налога, уплачиваемого ежегодно с каждой лошадиной силы для мотоциклистов и мотороллеров с мощностью двигателя: до 20 л.с. включительно – 2 руб., свыше 20 л.с. до 35 л.с. включительно – 4 руб., свыше 35 л.с. – 10 руб. Как известно, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, но не превышающие базовые ставки в более чем десять раз. Сравнительная таблица действующих налоговых ставок выглядит следующим образом:
Костромская область |
свыше 35 л.с. |
15 рублей |
Московская область |
свыше 35 л.с. |
46 рублей |
Калининградская область |
свыше 35 л.с. |
20 рублей |
Дагестан |
свыше 35 л.с. |
12 рублей |
Ханты-Мансийск |
свыше 35 л.с. |
15 рублей |
Карелия |
свыше 38 л.с. |
50 рублей |
Ульяновская область |
свыше 35 л.с. |
8 рублей |
Чеченская республика |
свыше 35 л.с. |
5 рублей |
Тамбовская область |
свыше 35 л.с. |
10 рублей |
Тверская область |
свыше 35 л.с. |
10 рублей |
Таким образом, на сегодняшний день в Республике Карелия действует максимальная налоговая ставка для владельцев мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя свыше 38 л.с.
- Незарегистрированный мотоцикл не идентифицируется визуально инспектором ДПС, не распознается средствами автоматической фиксации нарушений ПДД. Водители мотоциклов чувствуют себя безнаказанными, - поясняет начальник отделения пропаганды Госавтоинспекции Петрозаводска Любовь Кравченко. – К тому же, автовладелец, покупая мощный дорогой автомобиль, высчитывает предстоящие расходы на топливо, налоговые выплаты и т.д. Если они ему «не по карману», отказывается от покупки. Мотоциклист – такой же участник дорожного движения. Нет денег на налог – не покупай. Но мы согласны с тем, что ставка высока. На Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории ПГО рассматривали уже этот вопрос, но он остался открытым.
Любовь Кравченко, Госавтоинспекция Петрозаводска