Нужны ли Петрозаводчанам цивилизованные парковки?

29.03.2014 г.
ДТП
40 лет назад в Петрозаводске было зарегистрировано всего около 6 000 единиц авто-, мототранспорта. Самым популярным видом транспорта были мотоциклы - 2244, и только потом легковые автомобили – 1524. Сегодня в Петрозаводске уже насчитывается 120 000 единиц транспорта, при населении около 270 000 человек. Т.е., каждый второй совершеннолетний житель города имеет транспортно средство. Во многих семьях, проживающих в Петрозаводске, имеется по два, а то и по три транспортных средства.

40 лет назад в Петрозаводске было зарегистрировано всего около 6 000 единиц авто-, мототранспорта. Самым популярным видом транспорта были мотоциклы - 2244, и только потом легковые автомобили – 1524. Сегодня в Петрозаводске уже насчитывается 120 000 единиц транспорта, при населении около 270 000 человек. Т.е., каждый второй совершеннолетний житель города имеет транспортно средство. Во многих семьях, проживающих в Петрозаводске, имеется по два, а то и по три транспортных средства.

Разумеется, при проектировании возводимых в 60-х - 80-х годах прошлого века жилых микрорайонов, на такое количество транспорта никто не рассчитывал.

Впрочем, судя по отзывам наших читателей, заселяющих новостройки, не очень то рассчитывают и сейчас. За парковочных места во дворах и на улицах города идет борьба, возникают конфликтные ситуации. Это происходит и в спальных микрорайонах, и в центре города. О каком-либо комфорте речи не идет.

В конце прошлого года довелось присутствовать на заседании общественной организации, где с отчетом о выполнении Указа Президента "О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем..." выступал представитель Министерства строительства РК. На вопрос, заданный с учетом многочисленных читательских сообщений и комментариев на тему отсутствия достаточного количества парковочных мест (и не только в Петрозаводске, но и Кондопоге, Костомукше, Сегеже), о возможности пересмотра существующих нормативов проектирования парковочных мест в новостройках, как не соответствующих реальной потребности, получил ответ: - "Речь идет об увеличении размеров отводимых под строительство земельных участков, следовательно, это приведет к увеличению стоимости жилья. Устройтсво подземных паркингов под жилыми домами также приведет к удорожанию жилья". Ну и другие комментарии из зала были, наподобие: - "Проблем и так хватает, а тут Вы со своими «гаражами»". Не обнадеживают также и последние сообщения из мэрии об увеличении арендных платежей за землю под автостоянками в несколько раз... В общем, сложилось впечатление, что проблема парковок волнует только наших читателей. 

Будучи этой зимой в Европе, специально обратил внимание, как эта проблема решается там, "за бугром". Ведь многие европейские города имеют многовековую историю, массовая автомобилизация началась на несколько десятков лет раньше чем у нас, и автомобилей в развитых европейских странах в расчете на душу населения больше, чем у нас.

Франция. При заключении договора о проживании в аппартаментах (грубо говоря - это съемная квартира), в руки попала информация о строении. Стандартный бюджетный многоквартирный дом 1973 года постройки. Четыре этажа. Подземный паркинг из расчета - одно парковочное место для каждой квартиры. Думаю, что за 40 лет эксплуатации этот паркинг окупил себя. Потому что рядом с домом на улице машину практически не припарковать.

Интересны впечатления от Бользано (город на севере Италии). В центре города взаимно существую дома старой и относительно новой постройки. Под новостроем, как правило, подземные парковки. Под старыми домами их, конечно нет. Въезды во все без исключения дворы перекрыты шлагбаумами. Спокойно можно пройти пешком, проехать на велосипеде, мотоцикле. Но, если Вы не имеете отношения к этому двору, на авто туда путь заказан - Privato. Паркуйтесь в другом месте.

При этом, поражает организация парковочных мест. Везде разрешающие или запрещающие парковку знаки с информационными табличками и разметка. Каждое парковочное место, будь оно предназначено для автомобиля или мотоцикла, четко отмечено разделительными линиями. При этом, паркующихся поперек, с наездом на линию или как-то иначе, мы просто не видели. 

Что интересно, с учетом городской стесненности, парковочные места зачастую определены не только на проезжей части, но и на части тротуара, на газонах покрытых специальной перфорированной плиткой, сквозь которую произрастает трава, между деревьев. Пешеходы и автомобили сосуществуют совершенно мирно. Без взаимных упреков.

Несмотря на то, что парковки в центре любого европейского города платные и, как правило, имеют ограничение по времени, припарковаться на них сложно. По крайней мере, проезжая по улицам днем, свободных мест нам не попадалось. Поэтому мы парковались исключительно на закрытых многоэтажных подземных или надземных паркингах.

Вообще, организация движения в европейских городах - это отдельная тема. Скажу лишь только, что задавая в навигаторе крытую платную парковку (как правило на них всегда есть свободные места) в шаговой доступности от центральной площади города и будучи в этом городе первый раз в жизни, мы очень комфортно, быстро и совершенно без проблем заезжали в самый центр таких крупных городов, как Мюнхен, или городов, сравнимых по численности населения с Петрозаводском - Верона, Инсбрук.

Стоимость уличной парковки по нашим наблюдениям составляет на окраинах от 0,7 до 2,5 евро в час, а в центре - до 5 евро. Стоимость крытых паркингов - 1,5 - 2,5 евро в час. Оплата через парковочные автоматы. Как правило, есть небольшой бесплатный период от 10 до 30 минут. Парковки под или рядом с торговыми центрами в большинстве своем бесплатные. 

Интересно, что разметка парковочных мест довольно узкая по нашим меркам. Заезжая на парковочное место на довольно небольшом автомобиле типа Опель Корса или Пежо 207, пассажиру лучше выйти заранее. А водителю придется вылезать из авто в весьма стесненных условиях.

Ведя разговор о парковках, нельзя не упомянуть об автомобилях, которые на них стоят. Путешествуя по разным странам, у нас сложилось впчатление, что в экономически развитых и богатых Франции и Италии очень популярны автомобили класса B (Volkswagen Polo, Seat Ibiza, Fiat Punto, Opel Corsa, Peugeot 207) - экономичные, легко поддающиеся парковке. По началу, сравнивая с Петрозаводском, где любят большие автомобили, это выглядит странно. Но потом понимаешь, что такой автомобиль гораздо лучше приспособлен к местной специфике - в городах тесно, чисто, комфортно; топливо стоит 1,6 - 1,8 евро за литр; парковки платные и тесные; по городскому бездорожью ездить не приходится  - значит, обладание таким автомобилем экономически оправдано.

Немного другая ситация в Германии и Австрии. Здесь машины крупнее, значительнее. Особняком стоит Швейцария - богатая горная страна. Здесь автомобили класса B почти не встречаются. Попадается больше дорогих автомобилей, в горных районах очень любят полный привод, часто встречается, например - Субару. В качестве альтернативы в Итальянских Альпах в этом году бюджетный полноприводный хит сезона - Фиат Панда 4х4. На нем ездят практически все, и местные жители и муниципальная полиция.  

Отдельная тема - двухколесный транспорт. Очень много городских скутеров - они экономичны, не восприимчивы к городскому трафику, легко паркуются.  

 

Что ждет Петрозаводск? Количество автотранспорта увеличивается с каждым годом. А вот количество парковочных мест в городе и их организация практически не меняются. Отдельная тема - дворы жилых домов. Стоимость услуг платных стоянок, заполняемость которых и так не велика, растет.  Вопрос актуален. Хотелось бы, чтобы он волновал не только наших читатлей, но и власти всех уровней, прежде всего городские.