За чем вы идёте в автошколу?

19.11.2011 г.
Дороги
Желающие получить в автошколе не только права, но и знания, сталкиваются с трудностями

За чем вы идёте в автошколу?

"Чтобы получить права!" – отвечают большинство опрошенных. И только небольшая часть говорят: «Научиться управлять автомобилем».

Да, получают права, в конце концов, все, закончившие автошколу. Но, сев потом за руль собственного автомобиля, многие понимают, что ездить и маневрировать в реальных условиях не могут. У меня, частного автоинструктора, примерно треть учеников – выпускники автошкол с правами. А переучивание занимает гораздо больше времени, чем обучение с нуля.

Но и желающие получить в автошколе не только права, но и знания, сталкиваются с трудностями. Почему?

Вся система обучения в автошколе нацелена на натаскивание на сдачу экзаменов в ГИБДД. Выпускники с грехом пополам умеют выполнять на площадке четыре стандартные экзаменационные фигуры. Они также освоили только уличный экзаменационный маршрут, но и то на скорости до 40 км/ч. Некоторые инструкторы, чтобы облегчить себе работу, даже врут, что это требование Правил для учебных машин. А безопаснее и спокойнее ездить в общем потоке машин с его скоростью.

Ещё чаще автошкольные инструкторы предлагают нажимать педаль сцепления, когда надо и не надо. Например, при поворотах или при проезде через «лежачих полицейских». А сцепление вообще при проезде неровностей трогать не нужно. Его нажимают только кратковременно при переключении передач. А неровности проезжают с равномерной скоростью, чаще всего на второй передаче, которую включают заранее.

Лишние движения органами управления автомобилем – потеря секунд, которых может не хватить в аварийной ситуации. Я прошёл через автоспорт, а там, если теряешь на управлении даже доли секунд, никогда не добьёшься высоких результатов. И я сразу учу своих учеников ездить рационально и быстро. Об этом я уже писал, правда, с уклоном на психологию.

Скорость автомобиля нужно регулировать только педалью газа. Нажимая на неё для разгона и отпуская для торможения двигателем. Если же сцепление нажато, то приходится тормозить тормозами. А они нужны только для экстренного торможения. И вообще – чем опытнее водитель, тем реже он пользуется тормозами.

Музыкант, например, прежде, чем сыграть даже простую мелодию, овладевает своим инструментом – куда и с какой силой нажимать или дуть, играет гаммы.

Мы с учениками тоже овладеваем машиной сначала на площадке. Играем гаммы – трогаемся и останавливаемся, вырабатываем автоматизм нажатия на педали. Я объясняю, как это нужно делать и почему именно так. И только когда ученик уже достаточно овладел управлением, выезжаем на улицу.

Инструкторы же автошкол показывают, где какие педали, и сразу выезжают на улицу. И их ученики глохнут или нажимают не ту педаль на перекрёстке, пугаются этого. А сзади ещё гудят другие водители... А инструктор кричит на ученика. И страх перед вождением остаётся надолго. И переучить потом такого водителя гораздо сложнее, чем научить другого с нуля сразу правильно.

Почему же в автошколах так учат? Большинство инструкторов там – обычные шофёры, прошедшие месячные курсы автоинструкторов. Они не имеют ни педагогического, ни специального технического образования. Методика обучения – делай, как я. А если у тебя сразу не получается – ты дурак или дура. Это уровень ПТУ. В удостоверении автоинструктора так и написано: «Присвоена квалификация – мастер производственного обучения».

А большинство учащихся автошкол – не призывники, а люди с высоким образованием, добившиеся успехов в своём деле и привыкшие к другому кругу и стилю общения. Отсюда и многие проблемы при обучении.

Многие же частные автоинструкторы имеют высшее образование и понимают, как лучше учить. Совершенствованию их методик обучения способствует и жёсткая конкуренция. Предложений в Интернете очень много. Конечно, частные автоинструкторы бывают разные. Их правильный выбор – тема отдельной статьи.

А у опытных и результативных частных автоинструкторов работает, в основном «сарафанное радио» – старые ученики рекомендуют их новым. И хотя час обучения у них дорогой, но этих часов требуется меньше. А результат – ученик уверенно себя чувствует на дороге и может легко маневрировать среди других машин во дворах и автостоянках. Причём как передним, так и задним ходом.

Так почему же люди идут в автошколы, а не к частным автоинструкторам?

То, что без автошколы не обойтись – миф, выгодный и автошколам, и гаишникам. Но в каждой области есть отделения МРЭО ГИБДД, где принимают экзамены у самоучек экстерном. Причём экзамены бесплатны. В Москве два таких отделения, в Московской области – три. Такие отделения есть по всей России. Это определено Федеральным Законом о безопасности дорожного движения. Статья 26, пункт 2.

Научиться водить у частного инструктора, а затем сдать экзамен на права экстерном обойдётся дешевле и займёт гораздо меньше времени, чем через автошколу. А знания получите гораздо лучшие.

Конечно, автошколы, как и частные автоинструкторы, бывают разными. Но опыт общения с выпускниками автошкол, а на улицах и площадках с инструкторами, заставил меня выразить своё мнение.

Закончить статью хочу слегка изменённым её заголовком: «Зачем вы идете в автошколу?»

Валерий Яковлев, Школа Жизни

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением авторов