Старый троллейбус с отломившейся штангой

30.05.2012 г.
Дороги
Юбилей Петрозаводского троллейбуса — 50 лет! 5 сентября 1961 года было открыто троллейбусное движение в Петрозаводске. В 2011 году Петрозаводскому троллейбусу исполняется 50 лет.

Петрозаводск, 29 мая 2012, 13-00, перекресток Комсомольского проспекта и улицы Ровио. 

Проезжая мимо, увидел сиротливо стоящий у края дороги старенький троллейбус 2-го маршрута с отломившейся штангой. Штанги у троллейбусов отламываются нечасто. Тем более символично и, как-то грустно на видавшем виды троллейбусе выглядели надписи на бортах: "50 лет Петрозаводскому троллейбусу", "50 лет на городских магистралях".

- Какая надпись, такой и троллейбус, ему наверное все 50 лет и будет,  - уныло пошутил случайный прохожий.

А ведь в прошлом году Петрозаводский троллейбус отпраздновал пятидесятилетний юбилей. 5 сентября 1961 года было открыто троллейбусное движение в Петрозаводске. У нескольких поколений горожан троллейбус ассоциируется с постоянством, удобством, безопасностью. 

Сегодня Петрозаводский троллейбус переживает не лучшие времена. Хочется верить, что все беды важнейшего городского предприятия останутся позади, и симпатичный рогатый транспорт еще многие годы будет украшать Петрозаводск и помогать горожанам.


Планы по созданию в Петрозаводске троллейбуса появились еще в 1935 году. Тогда предполагалось строительство двух троллейбусных линий: № 1 — от железнодорожного вокзала до проектируемого нового вокзала на Голиковке; № 2 — от промышленной зоны по проспекту Карла Маркса к Дому Правительства до нового вокзала, а затем по проспекту Урицкого к промзоне. Осуществлению планов помешала Великая Отечественная война.

В 1945 году началась подготовка к строительству троллейбусной линии протяжённостью 7 километров. Строительство требовало асфальтирования многих магистралей города, ожидалось, что будет построен асфальто-бетонный завод, а само строительство троллейбусной линии изначально планировалось закончить в 1946 году.

В 1947 году началось строительство троллейбусного депо с профилакторием, ремонтными мастерскими и закрытой стоянкой на Пролетарской улице на бывших площадях Петрозаводского мясокомбината. На строительстве депо работали немецкие военнопленные. В 1949 году строительство депо было закончено, однако создание собственно троллейбусной инфраструктуры задерживалось, поэтому в первое время депо действовало как автобусный парк.

1 декабря 1960 года создана Дирекция строящегося троллейбусного транспорта, которая подчинялась Отделу коммунального хозяйства Исполнительного комитета Петрозаводского городского Совета депутатов трудящихся. 

Весной 1961 года на улицах города начался монтаж контактной сети троллейбуса. Трасса маршрута была незначительно изменена от первоначального проекта: сделан заезд к новому железнодорожному вокзалу; разворот осуществлялся по улицам: Площадь Кирова — Вытегорская улица — Проспект Урицкого — Улица Луначарского — Площадь Кирова.

Летом 1961 года в Петрозаводск поступили 10 троллейбусов марки «ЗиУ-5». Это были вагоны последней конструкции, которые имелись на тот момент только в Москве. Тогда же была принята порядковая нумерация троллейбусов, которая сохраняется до сих пор. Троллейбусы №№ 7 и 10 были приобретены за счёт средств, вырученных за сбор металлолома, собранного, соответственно, учащимися школ №№ 7 и 10. Первых водителей, 35 человек, готовили в Ленинграде, а техников — в Энгельсе, на заводе-изготовителе троллейбусов. 

Первые троллейбусы вышли на улицы карельской столицы в августе 1961 года — тогда осуществлялись технические рейсы. Торжественное открытие троллейбусной системы состоялось 5 сентября 1961 года в 10 часов утра, после чего началось регулярное движение. Первыми пассажирами троллейбуса № 1 стали школьники, отличившиеся в деле сбора металлолома. 

После открытия первой очереди троллейбусного маршрута № 1 продолжалось строительство второй очереди протяжённостью 3,5 километра (Улица Луначарского — Улица Радищева — Улица Ригачина — Улица Чернышевского — Улица Луначарского). Открытие второй очереди состоялось 11 октября 1962 года.

После открытия второй очереди троллейбусного маршрута № 1 продолжалось строительство третьей очереди (Улица Ригачина — Улица Онежской Флотилии — Северная Точка — Улица Онежской Флотилии — Улица Ригачина). Открытие троллейбусного движения состоялось в июне 1963 года, но, в связи с неудовлетворительным состоянием дороги, было прекращено через полмесяца и возобновлено через 3 месяца.

С окончанием строительства маршрута № 1 началось строительство новой, более чем пятикилометровой троллейбусной линии (Улица Антикайнена — Каменистая улица — Проспект Урицкого — Улица Луначарского — Площадь Кирова — Улица «Правды» — Проспект Урицкого — Каменистая улица — Улица Антикайнена). 

Открытие маршрута № 2 «Товарная контора — Площадь Кирова» состоялось 28 июня 1964 года.

1 декабря 1965 года была открыта линия по шоссе 1 Мая от 2-го Привокзального проезда до улицы Мелентьевой и по улице Шотмана от улицы Мелентьевой до Товарной станция. По новому участку продлён маршрут № 2 и пущен новый маршрут № 3.

Строительство 1-й очереди линии маршрута № 3 «Шоссе 1 Мая — Завод „Тяжбуммаш"» началось летом 1967 года.

1 ноября 1967 года вступила в эксплуатацию троллейбусная линия, соединившая центр города с Северной промзоной (Шоссе 1 Мая — Заводская улица — Шоссе 1 Мая). По новому участку продлён маршрут № 3, действовавший с 1965 года. 

Строительство 2-й очереди маршрута № 3 «Завод „Тяжбуммаш" — Соломенское шоссе» велось в 1969 году. В процессе строительства было установлено 60 металлических опор и 60 кронштейнов. Общая протяжённость нового пути — 1.100 метров.

Движение по новой линии открыто 3 декабря 1969 года. По новому участку продлён маршрут № 3.

Строительство маршрута № 4 протяжённостью 4,8 километра (два участка: Курганская улица — Проспект Урицкого; Улица Кирова — Ленинградская улица — Октябрьский проспект) началось в 1975 году. 

22 апреля 1976 года открылся маршрут № 4 «Курганская улица — Октябрьский проспект».

В 1975 году началось строительство 2-й очереди маршрута № 4 по Октябрьскому проспекту: на всём протяжении проспекта были установлены опоры для контактной сети. В 1976 году строительство было приостановлено в связи с тем, что не была решена проблема по защите контактной сети от влияния линий ЛЭП.

В 1978 году шло строительство линии от троллейбусного депо по Московской улице и набережной Варкауса. Открытие линии состоялось 6 мая 1978 года. По новому участку был пущен новый маршрут № 2 «Московская улица — Площадь Гагарина».

В 1982 году шло строительство линии от площади Гагарина по Красноармейской улице до конечной станции «Курганская улица» (ныне угол Комсомольского проспекта и проспекта Александра Невского). По новому участку был пущен маршрут № 2.

10 июля 1984 года открыта линия по Первомайскому проспекту и Северной улице (конечная станция «Кинотеатр „Калевала"»). Строительство линии было связано с временным закрытием Первомайского проспекта на капитальный ремонт.

6 ноября 1984 года совершен пробный рейс по новому участку троллейбусной линии протяженностью 2,6 километра (5,2 километра в обе стороны) по набережной Варкакуса (от Московской улицы), улице Мелентьевой, улице Зайцева до Домостроительного комбината. 7 ноября 1984 года состоялось официальное открытие регулярного троллейбусного сообщения. 

В 1984 году шло строительство линии по Комсомольскому проспекту до улицы Ровио. Открытие линии состоялось 25 июня 1984 года. После завершения 1-й очереди троллейбусной линии на Кукковку, строительство троллейбусного маршрута на Кукковке (Улица Ровио — Лыжная улица) продолжилось.

6 ноября 1986 года был совершён технический рейс до новой конечной станции на Лыжной улице. Открытие движения состоялось 7 ноября 1986 года.

В 1994 году началось строительство троллейбусной линии по улице Калинина, Ключевскому шоссе, улице Репникова, улице Антонова до будущей улицы Корабелов. Будущий маршрут получил условный № 5.

Открытие нового маршрута, который получил № 6, состоялось 24 июня 1995 года. Троллейбусы нового маршрута № 6 отправились от остановки «Улица Куйбышева», проследовали через площадь Кирова, улицу «Правды», проспект Урицкого, и далее по новой трассе. В сторону центра «шестёрка» шла через улицы Мерецкова и Антикайнена. Открытие линии сопровождалось вводом в эксплуатацию диспетчерской «Улица Корабелов».

Ориентировочно в 1990 году началось строительство линии по Ключевой улице, Судостроительной улице до Кемской улицы. Новая линия получила условный № 7. Открытие линии состоялось 29 июня 1997 года. Открытие линии сопровождалось вводом в эксплуатацию диспетчерской «Кемская улица», в то же время была закрыта диспетчерская «Товарная станция» на улице Шотмана.

Ориентировочно в 1988 году началось строительство троллейбусного депо № 2 на Кургане. В связи с недостаточным финансированием, объект превратился в долгострой.

19 марта 1998 года была открыта 1-я очередь троллейбусного депо № 2. К депо была проложена контактная сети по Курганскому проезду. Дальнейшее строительство было заморожено. В депо № 2 разместился цех капитального ремонта (ЦКР), в 2006 году в ЦКР была налажена сбора троллейбусов. В 2007 году строительство 2-й очереди депо было включено в Программу развития города, однако так и не началось. В 2011 году снята контактная сеть по Курганскому проезду и на территории депо. Само депо № 2 было отдано в аренду.

В 2003 году началось строительство троллейбусной линии по Лыжной улице. Новый маршрут получил условный № 8. Новая линия была сдана в эксплуатацию 24 июня 2004 года. По новому участку прошёл новый маршрут № 7. 

Строительство нового района Древлянка, самого крупного в городе, послужило основанием к проектированию новой троллейбусной линии. В 1988 году был спроектирован новый троллейбусный маршрут, который получил условный № 6.

Строительство маршрута № 6 на Древлянку началось в 1994 году, однако, из-за нехватки финансирования было прекращено в 1995 году. К этому времени была расширена улица Чапаева, установлены опоры для контактной сети.

Чуть позже строительство возобновилось. В конце 1990-х годов было построено Нижнее Чапаевское кольцо; в начале 2000-х годов расширена улица Шотмана; в 1998 году на Суоярвской улице построено здание подстанции. После выполнения указанных работ строительство в связи с нехваткой средств в городском бюджете было снова заморожено.

Второй этап работ по строительству троллейбусной линии на Древлянку начался в 2005 году. 24 июня 2005 года в 12 часов дня на Верхнем Чапаевском кольце состоялось торжественное открытие новой линии.  По новому участку продлён маршрут № 1

Строительство 2-й очереди (Лесной проспект — Лососинское шоссе — Лесной проспект) маршрута № 6 началось 21 февраля 2006 года. За время строительства 2-й очереди было установлено 83 опоры.

Торжественное открытие движения по новому участку состоялось 15 сентября 2006 года. По новому участку продлён маршрут № 1 и пущен маршрут № 8. Открывали движение троллейбусы петрозаводской сборки.

17 мая 2007 года начался этап завершения строительства троллейбусной линии на Древлянку (по Лососинскому шоссе до улицы Хейкконена). 5 октября 2007 года состоялось торжественное открытие новой линии. По новому участку пущен новый маршрут № 10, а также продлены маршруты №№ 1 и 8.

В 1998 — 1999 году шло строительство Лесного проспекта в районе Радиозавода. Планировалось расширение дороги и строительство троллейбусной линии. На проспекте от Верхнего Чапаевского кольца до Радиозавода установлены опоры для контактной сети, оборудованы остановочные пункты, обустроена конечная станция. После сдачи дороги в эксплуатацию строительство троллейбусной линии было заморожено. В 2007 году строительство линии было включено в Программу развития города, однако так и не началось.

В 2007 году началась реконструкция автодороги «Древлянка — Кукковка». Планировалось расширение дороги и строительство троллейбусной линии. В течение 2007 — 2008 годов строителями установлены опоры для контактной сети, после чего строительство троллейбусной линии было заморожено. В 2010 году был реконструирован участок Карельского проспекта от Кукковского кольца до реки Лососинки. На данном участке были установлены опоры для троллейбусной контактной сети. В 2011 году продолжилось строительство данной дороги — в настоящее время осуществляется реконструкция моста через Лососинку.